Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности:
языковая грамотность;
компьютерная и информационная грамотность,
правовая грамотность,
гражданская грамотность,
финансовая грамотность,
экологическая грамотность,
профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.).
Особое место в представлении о функциональной грамотности занимает деятельностная грамотность:
способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности,
осуществлять коммуникацию,
реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.
Функциональная грамотность отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения ФГОС на всех уровнях образования. Кроме того, функциональная грамотность упоминается в Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации. В нем подчеркивается, что только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.
Одним из основных отличительных особенностей реализации стандарта является практическая направленность знаний, накопление и использование жизненного опыта ученика, т.е. не «знания для знаний», а «знания для жизни». Этот общественный заказ уже успешно реализовывает телевидение: образовательные программы, мультфильмы учат действовать в различных жизненных ситуациях.
Требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».
В 2022 году в России пройдет очередной этап самого масштабного из международных исследований — PISA (Programme for International Student Assessment).
Качество образования PISA изучает по основным направлениям: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотности, креативное мышление.
PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Неудивительно, что задания PISA нетривиальны: в их составлении принимают участие многие научные центры и передовые институты педагогики и образования всего мира.
Конечно, исследования исследованиями, но результаты PISA принимают во внимание во всем мире, они служат данными для рейтингования стран.
Школьникам предложат компьютерное тестирование и заполнение анкеты. На тесты дают два часа, на анкеты — чуть меньше часа. Предложат анкетирование и учителям.
Основной этап международного исследования намечен на апрель - май 2022 года.
Нормативные документы федерального уровня:
- Приказ Минпросвещения Российской Федерации №219 от 06.05.2019 "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся"
- Письмо Минпросвещения России №ТВ-94/04 от 26.01.2021 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
- Письмо Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования №03-1526 от 17.09.2021 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
- Письмо Департамента цифровой трансформации и больших данных №04-238 от 22.03.2021 "Об электронном бланке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности"
Нормативные документы регионального уровня:
- Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края о функциональной грамотности обучающихся
- Письмо МОН и МП КК №47-01-13-21257/21 от 23.09.2021 "О направлении приказа"
- Приказ МОН и МП КК №2979 от 21.09.2021 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Краснодарского края"
Нормативные документы муниципального уровня:
Нормативные документы школьного уровня:
- План работы МАОУ СОШ №95 по развитию функциональной грамотности обучающихся на 2021-2022 учебный год
- Приказ № 235/1-О от 04.02.2022г. Об утверждении актуализированного плана мероприятий МАОУ СОШ № 95, направленных на повышение функциональной грамотности обучающихся, на 2021-22 у.г.
- График индивидуальных и групповых занятий для учащихся с 21 по 25 марта 2022 у.г.
Информационные материалы:
- PISA-2022 Ознакомительные материалы
- Инструкция по работе на портале "Российская электронная школа"
- Новости исследования PISA
С заданиями на развитие функциональной грамотности школьников можно ознакомиться на официальных сайтах:
- Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности (РЭШ)
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся (ФИПИ)
- Материалы для 5-9 классов и учителей по развитию функциональной грамотности
- Банк заданий и рекомендованных Интернет-ресурсов по оценке функциональной грамотности, рекомендованных для использования всеми участниками образовательного процесса
- Банк заданий PISA
- Телешкола Кубани
- Уровень функциональной грамотности школьников – один из показателей качества образования